Память — довольно непредсказуемый инструмент. Иногда даже большой, объемный стих получается выучить легко и непринужденно, особенно если он нравится, созвучен собственным мыслям, эмоциям и чувствам. А иногда — казалось бы короткое стихотворение никак не получается запомнить. Но — что задано, то задано, и выполнить задание учителя по литературе придется в любом случае. Практические рекомендации и экспертные советы помогут сделать это быстрее, проще и эффективнее.
Существует несколько подходов, рекомендованных специалистами. Школьникам и их родителям стоит выбрать оптимальный в каждом конкретном случае. Или пользоваться сочетанием предложенных ниже методик. Большинство из них достаточно привычные варианты, которыми пользовалось не одно поколение учеников, другие — нетривиальные и интересные, достаточно современные, но уже доказавшие свою результативность и широко применяющиеся на практике.
Это чтение вслух и записывание текста, который необходимо выучить школьнику. Читать стихотворение вслух нужно не один, и даже не два раза. Эксперты рекомендуют делать это 3-5 раз, причем представляя себе, что это выступление перед аудиторией слушателей. Сначала текст просто достаточно прочитать, затем — добавить необходимые паузы и интонацию, после — уловить и передать тональность и ритм декламируемого стихотворения. Этот метод особенно эффективен для тех ребят, у которых хорошо развита аудиальная память. Они как бы "прочувствуют" стихотворение, заучивая его, улавливают его выразительность, настроение, что существенно ускоряет процесс запоминания текста. Если же "поймать" нужный ритм и интонацию самостоятельно не получается, можно найти запись этого стиха и предварительно прослушать его.
Переписывание как метод заучивания стихотворения актуален для тех, у кого более развита механическая память. В процессе записывания можно дополнительно проговаривать текст вслух. В процессе написания текста ученик его одновременно:
Таким образом, заученный материал лучше запоминается и закрепляется в памяти. Кто-то советует переписывать не весь текст, а только первые слова каждой строки. Важно писать аккуратно, красиво. Получится своеобразная "шпаргалка", которой школьник скорее всего не воспользуется, но в процессе его создания обретет уверенность в своих силах, будет себя чувствовать более спокойным и расслабленным.
Аудиозапись стиха на диктофон поможет подключить слуховую память, а также услышать себя "со стороны", чтобы поработать с правильными интонациями, четкостью речи. Параллельно можно заниматься другими делами. Этот способ также оптимален для аудиалов.
Всем известно, что песни запоминаются лучше стихов, все дело здесь в музыке, которая позволяет уловить верный ритм стихотворения. Многие стихи наложены на музыку, надо лишь найти их.
Если в тексте встречаются непонятные слова, их следует узнать, посмотреть их значение. Это позволит понять мысль автора, ритм произведения, что придаст выразительность речи декламирующего.
Правильные ассоциации позволяют не только ускорить запоминание, но и улучшить закрепление в памяти выученного текста. Игра в ассоциации помогает перевести строки произведения, отражающие чужие мысли и переживания, в свои собственные, личностные. Таким образом, стихотворение запомнится намного лучше и быстрее, как своя история.